вторник, 5 марта 2013 г.

Немного истории


История  возникновения профессии секретаря  уходит своими корнями в глубокую древность.
 
Ее появление обусловлено зарождением делопроизводства (системы работы с документами, обеспечивавшей управление).
 
В XII веке появились первые писцы- работники, занимавшиеся  составлением, подготовкой и рассмотрением документов

В XV-XVIII веках  делопроизводство быстро развивалось: увеличилось количество  работников делопроизводства, изменились их функции, начала действовать первая гос канцелярия, где  работали регенты, секретари, писари, дьяки, переводчики. Регент правил и передавал на подпись  документы , выполнял обязанности нотариуса. Секретарь занимался организацией и ведением делопроизводства. Писарь  -составлял и переписывал официальные бумаги.  Секретарю поручалось наиболее серьезные государственные дела.
 
В XIX веке с развитием технического прогресса все больше ощущалась необходимость в создании высокопроизводительных печатных машин. Первая  промышленная модель пишущей машины была изобретена в США в 1867 году Н.Шолсом, С.Суле, К.Тлидденом.
 
С внедрением пишущих машин   и расширением объемов  документооборота организаций и учреждений  в 30-х годах произошло  разделение секретарей на секретарей  машинисток, выполнявших  печатание  и простые канцелярские работы, и секретарей-референтов,  которые выполняли творческие функции. 
 
В 60-е годы была создана  нормативно-методическая  база канцелярского труда.  Поменялся  престиж и повысился авторитет одной из самых  распространенных  профессий.
 
Государственные секретари были образованными и компетентными людьми с развитым чувством долга и ответственности.
 
В справочнике должностей за 1998 год впервые появились  квалификационные характеристики секретаря-референта.
 
Секретарь-референт в отличие от простого секретаря должен присутствовать на всех совещаниях  и важных встречах и быть в курсе всех договоренностей шефа.
 
Начиная с 2000 года появляется должность секретаря приемной руководителя, а к профессиональным требованиям  секретаря-референта добавляется владение ксероксом, факсом и компьютерными технологиями .

Можно констатировать, что на рубеже XX-XXI веков сформировалась новая разновидность секретарской профессии- секретарь –референт, сочетающий не только обязанности помощника руководителя  и его референта, но и другие управленческие функции.
 
Сфера  деятельности секретарей-референтов  постоянно  расширяется.

4 комментария:

  1. Надо же, а у меня оказывается должность, у которой длинная история есть. Хотя я работаю только на полставки, но все равно, я таки важный человек ))). Не хуже своей предыдущей работы, где я называлась долго и красиво - старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Ну правда Новгородского филиала, но тоже очень хорошие знания давала своим студентам. А вот теперь пишу про шоколад на своем блоге. Приходите в гости, на обеде вкусный тортик или конфеты будут к кофе и чаю http://mariasergeeva7.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Мария! Да, Вы правы, профессия эта важная и нужная!
      Спасибо. В гости обязательно зайду, тем более,что обожаю шоколад!

      Удалить
  2. Алла, очень интересная, познавательная статья! Я сама никогда не работала секретарем, поэтому как-то не задумывалась даже, что это такая многогранная профессия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что Вы зашли на мой блог и Вам понравилась публикация.
      Профессия, действительно, как Вы заметили многогранная. Специально я не училась быть секретарем.Так сложились обстоятельства, что пришлось сначала замещать секретарей, а потом и самой начать работать в этой должности. У меня получается, мне нравится!

      Удалить