История возникновения профессии секретаря уходит своими корнями в глубокую древность.
Ее появление обусловлено зарождением делопроизводства (системы работы с документами, обеспечивавшей управление).
В XII веке появились первые писцы- работники, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрением документов
В
XV-XVIII веках делопроизводство быстро развивалось: увеличилось
количество работников делопроизводства, изменились их функции, начала
действовать первая гос канцелярия, где работали регенты, секретари, писари, дьяки, переводчики.
Регент правил и передавал на подпись документы , выполнял обязанности
нотариуса. Секретарь занимался организацией и ведением делопроизводства.
Писарь -составлял и переписывал официальные бумаги. Секретарю
поручалось наиболее серьезные государственные дела.
В
XIX веке с развитием технического прогресса все больше ощущалась
необходимость в создании высокопроизводительных печатных машин. Первая
промышленная модель пишущей машины была изобретена в США в 1867 году
Н.Шолсом, С.Суле, К.Тлидденом.
С
внедрением пишущих машин и расширением объемов документооборота
организаций и учреждений в 30-х годах произошло разделение секретарей на секретарей машинисток, выполнявших печатание и простые канцелярские работы, и секретарей-референтов, которые выполняли творческие функции.
В
60-е годы была создана нормативно-методическая база канцелярского
труда. Поменялся престиж и повысился авторитет одной из самых
распространенных профессий.
Государственные секретари были образованными и компетентными людьми с развитым чувством долга и ответственности.
В справочнике должностей за 1998 год впервые появились квалификационные характеристики секретаря-референта.
Секретарь-референт
в отличие от простого секретаря должен присутствовать на всех
совещаниях и важных встречах и быть в курсе всех договоренностей шефа.
Начиная
с 2000 года появляется должность секретаря приемной руководителя, а к
профессиональным требованиям секретаря-референта добавляется владение
ксероксом, факсом и компьютерными технологиями .
Можно констатировать, что на рубеже XX-XXI веков сформировалась новая разновидность секретарской профессии- секретарь –референт, сочетающий не только обязанности помощника руководителя и его референта, но и другие управленческие функции.
Сфера деятельности секретарей-референтов постоянно расширяется.
Добрый день, Мария! Да, Вы правы, профессия эта важная и нужная!
ОтветитьУдалитьСпасибо. В гости обязательно зайду, тем более,что обожаю шоколад!
Алла, очень интересная, познавательная статья! Я сама никогда не работала секретарем, поэтому как-то не задумывалась даже, что это такая многогранная профессия.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что Вы зашли на мой блог и Вам понравилась публикация.
УдалитьПрофессия, действительно, как Вы заметили многогранная. Специально я не училась быть секретарем.Так сложились обстоятельства, что пришлось сначала замещать секретарей, а потом и самой начать работать в этой должности. У меня получается, мне нравится!